МИМСР - Московский Институт Медико-Социальной Реабилитологии
Московский Институт Медико-Социальной
Реабилитологии
                    
Оверлок bernina купить оверлоки.
Информация для абитуриентов • Правила Приема • Программа вступительных экзаменов

1. Виды изменчивости. Модификационная изменчивость.

2. Нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. ДНК и ее самоудвоение. Формы РНК и их функции.

3. Почки: их строение и функции. Значение выделения продуктов обмена.

IV

1. Человеческая аскарида - представитель типа Круглые черви. Внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие. Борьба с паразити­ческими червями.

2. Органы кровообращения человека. Сердце, его строение и работа. Боль­шой и малый круги кровообращения. Регуляция системы кровообращения.

3. Биогеоценоз. Взаимосвязи популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Саморегуляция.

V

1. Прогрессивные черты усложнения типа членистоногих.

2. Развитие зародыша на примере ланцетника. Зародышевые листки и за­кладка, систем и органов.

3. Анализаторы человека. Органы слуха и равновесия.

 

Программа по химии

Общие указания

Настоящая программа составлена на основе типовой программы по хи­мии для поступающих в ВУЗы с учетом специфики преподавания химических дисциплин в медицинском ВУЗе. В программу не вошли те разделы тради­ционного курса химии средней школы, которые не получат дальнейшего ра­звития при изучении химических и специальных дисциплин (металлургия, минеральные удобрения, переработка нефти и газа и некоторые другие во­просы).

 

За счет этого сокращения в программу включены вопросы, изложенные в том или ином объеме в школьных учебниках и пособиях для поступающих в ВУЗы, но не нашедшие отражения в типовых программах последних лет. Это вопросы, связанные с изучением наиболее важных свойств соединений хрома, марганца, меди и цинка, строения комплексных соединений, азот­содержащих гетероциклических соединений и полинуклеотидов. В про­грамму включены также вопросы, касающиеся медико-биологического значения неорганических и органических соединений. Произведенные из­менения позволяют в значительной степени правильно ориентировать по­ступающих в медицинский ВУЗ для получения фундаментального образо­вания в области естественных наук.

Содержание программы

I.Основные понятия химии

Предмет и задачи химии. Место химии среди естественных наук. Единство научных методов познания окружающего мира.

Атомы и молекулы. Химический элемент, простое вещество, сложное ве­щество, смесь веществ. Понятие об аллотропных модификациях.

Относительная атомная масса, относительная молекулярная масса. По­стоянство состава вещества. Закон сохранения массы. Моль - единица коли­чества вещества. Молярная масса. Закон Авогадро и его следствие. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Явления физические и химические. Валентность и степень окисления.

II.Строение атома. Химическая связь. Строение вещества

Строение ядер и электронных оболочек атомов химических элементов, s-р-, d- и f-элементов. Периодический закон и строение периодической систе­мы. Изотопы. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, водородная, металлическая.

Строение комплексных соединений. Агрегатные состояния веществ, веще­ства аморфные и кристаллические. Типы кристаллических решеток.

III.Растворы

Вода: строение молекулы, физические и химические свойства. Раствори­мость веществ, зависимость растворимости веществ от их природы, от темпе­ратуры и давления. Типы растворов (газообразные, жидкие, твердые). Выра­жение состава раствора (массовая доля, объемная доля, молярная концентра­ция). Представления о коллоидных растворах. Значение растворов в медици­ны и биологии, в быту. Электролитическая диссоциация. Степень диссоци­ации. Сильные и слабые электролиты.

IV.Основные закономерности протекания химических реакций

Классификация реакций: соединения, разложения, замещения, обмена.

Скорость химических реакций и ее зависимость от различных факторов. Константа скорости химической реакции. Катализ. Тепловые эффекты хими­ческих реакций. Обратимость реакций. Химическое равновесие и условия его смещения. Окислительно-восстановительные реакции, важнейшие окислите­ли и восстановители. Представление об электролизе.

V.Основные классы неорганических соединений

Оксиды, кислоты, гидроксиды, соли (классификация, номенклатура, способы получения и свойства). Ионные уравнения реакций. Амфотерность. Гидролиз солей.

VI.Металлы

Общая характеристика металлов: физические и химические свойства.

Общие способы получения металлов. Электрохимический ряд напряже­ний металлов. Общая характеристика 1А и 2А групп периодической системы. Свойства натрия, калия, кальция, магния и их соединений. Жесткость воды и способы ее устранения. Свойства алюминия и его соединений. Свойства окси­дов и гидроксидов хрома (+2), (+3), хроматов и дихроматов. Свойства пер-манганата калия: восстановление перманганат-иона в кислой, нейтральной и щелочной средах. Свойства железа, оксидов и гидроксидов железа (+2) и (+3). Свойства соединений меди ( + 1) и ( + 2)- Свойства оксида и гидроксида цинка, Медико-биологическое значение соединений указанных металлов.

VII.Неметаллы

Общая характеристика 4А, 5А, 6А, 7А групп периодической системы.

Водород, его химические и физические свойства, получение и примене­ние. Хлор, его физические и химические свойства. Свойства и способы полу­чения хлороводорода и хлоридов, гипохлоридов, хлоратов. Кислород, его по­лучение, сравнение физических и химических свойств кислорода и озона. Окислительно-восстановительные реакции с участием пероксида водорода. Сера, ее физические и химические свойства. Свойства и способы получения соединений серы: сероводорода и сульфидов, оксидов, сульфитов, серной кислоты и сульфатов. Азот, его физические и химические свойства, получе­ние. Свойства аммиака и солей аммония, оксидов азота ( + 1), (+2) и (+4), азотистой кислоты и нитритов, азотной кислоты и нитратов.

Получение аммиака и азотной кислоты. Фосфор, его физические и хими­ческие свойства. Свойства соединений фосфора: фосфороводорода и фосфи­дов, оксидов фосфора (+3) и ( + 5), фосфорной кислоты и фосфатов. Углерод, его физические и химические свойства. Свойства и способы получения окси­дов углерода и карбонатов. Свойства угольной кислоты. Свойства кремния, оксида кремния, кремниевой кислоты и силикатов. Медико-биологическое значение соединений указанных неметаллов.

VIII.Теоретические положения органической химии

Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Гомологические ряды. Электронная природа химических связей в молекулах органических соединений, способы разрыва связей, понятие о сво­бодных радикалах. Электронное и пространственное строение молекул на примере метана, этилена, ацетилена и бензола. Понятие о гибридизации атомных орбиталей. Понятие о взаимном влиянии атомов на примере нес­кольких соединений (толуол, фенол, хлоруксусная кислота и др.). Общие по­нятия химии высокомолекулярных соединений (мономер, полимер, элемен­тарное звено, степень полимеризации). Реакция полимеризации и поликон­денсации. Принципы номенклатуры органических соединений.

IX.Основные классы органических соединений

Углеводороды: алканы, алкены, алкины, диеновые углеводороды, арома­тические углеводороды (физические и химические свойства, способы получе­ния). Представление о строении циклоалканов. Кислородсодержащие соеди­нения: спирты одноатомные и многоатомные, фенол, альдегиды, карбоновые кислоты, сложные эфиры (физические и химические свойства, способы полу­чения и области применения, медико-биологическое значение). Азотсодер­жащие соединения: амины алифатические и ароматические, аминокислоты (физические и химические свойства, способы получения, медико-биологиче­ское значение). Строение отдельных представителей аминокислот: глицина, аланина, цистеина, серина, глутаминовой кислоты, лизина, фенилаланина, тирозина, валина и триптофана. Строение и химические свойства гетероци­клических соединений (пиридин, пиррол, пиримидин, пурин). Строение пиримидиновых и пуриновых оснований: цитозина, урацила, тимина, аденина, гуанина, их медико-биологические функции.

X.Важнейшие природные соединения

Строение и свойства жиров. Углеводы: строение и свойства глюкозы, рибозы, дезоксирибозы, сахарозы, крахмала и целлюлозы. Строение фруктозы, мальтозы и лактозы. Строение и свойства белков. Строение нуклеотидов и полинуклеотидов. Различия в строении ДНК и РНК. Биологическая роль указанных классов соединений.

 

Рекомендации к экзамену по химии

Вступительный экзамен по химии проводится в соответствии с предста­вленной программой вступительных экзаменов. Экзамен проводится по биле­там, включающим пять заданий с дифференцированной оценкой по каждому заданию. Экзаменационная комиссия предоставляет в пользование абитури­ентам таблицы: «Периодическая система химических элементов», «Раствори­мость солей, кислот и оснований в воде», «Ряд стандартных электродных по­тенциалов металлов». Другими справочными материалами пользоваться не разрешено. Абитуриенты имеют право пользоваться собственными микро­калькуляторами. Абитуриенты, пользующиеся на экзаменах учебной литера­турой, конспектами и другими неразрешенными материалами, удаляются с экзамена и им выставляется оценка «неудовлетворительно».

 

Задания 1-2: Вопросы на знание теоретического материала; один во­прос - по общей и неорганической химии, другой - по органической химии. В ответе на эти вопросы необходимо: описать физико-химические свойства веществ, указать электронное строение, написать уравнения химических реак­ций, привести примеры соединений, дать краткие, лаконичные определения, четко сформулировать основные законы и т.д.

Максимальная оценка за каждый из этих вопросов — 1 балл.

Задания 3-4 — «ситуационные» задачи:

- идентификация нескольких индивидуальных неорганических веществ;

- идентификация нескольких индивидуальных органических веществ;

- идентификация неорганических или органических веществ в смеси по их химическим свойствам;

-окислительно-восстановительные реакции;

- составление уравнений по предложенным последовательностям неор­ганических или органических веществ (например, вида, А → X → Б → Б→ У → Г и др.)

- описание возможных химических реакций, протекающих при взаимо­действии соединений с двойственной функцией.

Максимальная оценка за каждый из этих вопросов эти вопросы - 3 балла.

Задание 5. Расчетная задача, содержащая три и более разнотипные логи­ческие операции (см. Перечень типовых расчетных задач), каждая из которых может повторяться несколько раз.

Максимальная оценка - 7 баллов.

Оценки за каждое задание суммируются:

оценке «отлично» соответствует диапазон 14-15 баллов,

оценке «хорошо» - от 1 0 до 1 3 баллов,

оценке «удовлетворительно» — 7-9 баллов.

При сумме баллов 6 и ниже выставляется оценка «неудовлетворительно».

Незначительными или «досадными» считаются ошибки, которые указыва­ют на незнание абитуриентом некоторых частных физических или химических свойств веществ, катализатора, условий проведения той или иной реакции, а также ошибки, возникшие по невнимательности.

Грубыми ошибками считаются те, которые свидетельствуют о незнании основных положений химии, законов, свойств целых классов соединений, ти­пов химических реакций. Например, незнания валентности и, как следствие, неправильное составление формул веществ, неправильное отнесение веществ к тем или иным классам и, как следствие, написание уравнений несуществую­щих реакций, неправильное составление электронно-ионного баланса, не­правильное применение ряда стандартных потенциалов и т.п.

Арифметические ошибки, приводящие к ответам, отличающихся от пра­вильных на несколько порядков, а также ответы, не имеющие физико-химиче­ского смысла (например, массовая доля вещества в растворе больше 1 00%) также рассматриваются как грубые.

Перечень типовых расчетных задач

1. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по его формуле.

2. Вычисление массовых долей (процентного содержания) элементов в сложном веществе по его формуле (элементарного состава).

3. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе, если известна масса растворенного вещества и масса раствора.

4. Вычисление массы растворителя и массы растворенного вещества по известной доле растворенного вещества в массе раствора.

5. Вычисление массы определенного количества вещества.

6. Вычисление количества вещества (в молях), содержащегося в опреде­ленной массе вещества.

7. Вычисление относительных плотностей газообразных веществ.

Программа 1 Программа 2 Программа 3 Программа 4
© ННОУ МИМСР 2008
Купить ортопедическую подушку