МИМСР - Московский Институт Медико-Социальной Реабилитологии
Московский Институт Медико-Социальной
Реабилитологии
                    

Учебные планы и учебные программы

 

Профессиональная образовательная программа 080507 Менеджмент организации реализуется в институте с 2002 года. По заключению Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента учебные планы и разработанная на его основе образовательная программа по специальности 080507 Менеджмент организации соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта.

Планы получили рецензию в УМО объединения вузов России по образованию в области менеджмента, по ним имеются положительные заключения.

По специальности Менеджмент организации реализуется одна специализация: «управление в здравоохранении».

При подготовке по специальности 080507 «Менеджмент организации» по стандартам доля каждого из циклов от общего объема часов по учебному плану составляет: ГСЭ – 21,9%, ЕН -12,!%, ОПД – 30,3%, СД – 18,2%, ДС -12,1%, ФТД – 5,4%.

Общая трудоемкость циклов дисциплин отвечает нормативам, указанным в Стандарте высшего профессионального образования.

В соответствии с требованиями ГОС трудоемкость циклов ГСЭ. ЕН. ОПД и СД распределяется между дисциплинами федерального компонента, регионального компонента и дисциплинами по выбору студента.

  Дисциплины федерального компонента составляют по указанным специальностям 66,6-80% общей трудоемкости циклов. Дисциплины регионального компонента составляют 10-16,7% общей трудоемкости циклов.

  В учебных планах приведен график учебного процесса, сводные данные по бюджету времени (в неделях), указано количество часов аудиторной и самостоятельной работы студентов, приводится объем аудиторных занятий студентов за неделю, формы контроля, последовательность изучения дисциплин, а также разбивка аудиторных часов на лекции, семинарские и практические занятия, указано количество аудиторных часов в неделю по каждой дисциплине. По всем дисциплинам учебных планов разработаны рабочие программы, в которых находят отражение требования к знаниям и умениям обучающихся, распределение по семестрам учебного времени, виды самостоятельной работы, использование вычислительной техники, перечень учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса.

  Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов является обязательным элементом учебного процесса на факультете. Конкретные виды аудиторной работы студентов устанавливаются в соответствии с содержанием и характером учебной дисциплины и описываются в учебно-методических программах, разработанных факультетом по каждой дисциплине.

  В зависимости от характера дисциплины самостоятельная работа студента представлена в виде выполнения курсовых работ, подготовки рефератов, выполнения индивидуальных контрольных заданий, прохождения промежуточных тестов, работы с дополнительными источниками литературы, подготовки материалов для участия в деловой игре. Кроме того, по ряду курсов студентами предлагается тематика для проведения самостоятельного научного исследования, подготовки статей аналитических обзоров по одному или несколькими объектам предметной области учебной дисциплины.

  Объем самостоятельной работы студентов, в зависимости от специфики дисциплины, составляет, в среднем, 40% нагрузки обучаемых.

Максимальный объем учебной нагрузки в неделю не превышает 54 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Объем аудиторных занятий, в среднем по курсам, составляет 27 часов в неделю.

  В учебных программах факультета на 2006-2007 учебный год предусмотрены занятия в следующих объемах (часах):

курс

«Менеджмент организации»

Вид занятий

аудиторные

самостоятельные

всего

Курсовые работы, кол-во

1

1031

801

1832

1

2

1070/68

1050/62

2120/130

2

3

944/242

661/168

1605/410

5

4

949/823

537/339

1486/1162

2

5

300/300

302/302

600/602

0

Примечание: в числителе – общее количество часов, в знаменателе – отведенное на изучение дисциплин специальности и специализации.

 

  Продолжительность теоретических и практических занятий по семестрам составляет 17 и 16 недель, что соответствует требованиям ГОС.

  Все включенные в рабочий учебный план факультета дисциплины обеспечены рабочими учебными программами, содержание которых отвечает дидактическим единицам ГОС и методическим требованиям к подготовке специалистов. Учебные программы дисциплин обновляются не реже один раз в два года. При актуализации программ учитываются изменения в инфраструктуре и современном состоянии российского здравоохранения, изменения в экономике и законодательстве, развитии медицинской науки и практики.

Объем и последовательность дисциплин учебного плана для студентов, в основном, соответствует примерному (типовому) учебному плану. Все отклонения не выходят за пределы, допустимые Государственным образовательным стандартом (не более 10% объема отдельной дисциплины и не более 5% объема цикла дисциплин), и во всех случаях направлены на улучшение организации учебного процесса и на рациональное использование ресурсного обеспечения.

Разработанные и утвержденные на кафедре рабочие программы изучаемых дисциплин имеют унифицированную структуру, которая включает необходимую информацию для проведения учебного процесса. Содержание рабочих программ отвечает требованиям ОПП вуза и Государственного стандарта.

Федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин сформирован в соответствии с требованиями ГОСа. Он состоит из 7 и содержит 4 обязательные для изучения дисциплины: иностранный язык, физическая культура, отечественная история, философия.

Национально-региональный (вузовский) компонент цикла представлен дисциплинами: правоведение, психология и педагогика, социология.

Блок дисциплин по выбору студентов состоит из дисциплин: логика, этика, конфликтология.

Федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин сформирован в соответствии с требованиями ГОСа, и включает дисциплины: математика и информатика (математика), математика и информатика (информатика), концепции современного естествознания.

Национально-региональный (вузовский) компонент цикла представлен дисциплинами: экология, безопасность жизнедеятельности, защита территории и населения в чрезвычайных ситуациях.

Дисциплинами по выбору студентов являются: прикладные математические исследования, современные программные средства, основы имитационного моделирования, теория вероятностей и математическая статистика.

Знания, полученные студентами в процессе изучения указанных дисциплин, позволят будущим специалистам (особенно специалистам в области финансового менеджмента) применить их на практике в экономической и планово-финансовой деятельности.

Таким образом, учебные программы циклов общих гуманитарных и социально-экономических, общих математических и естественнонаучных дисциплин способствуют усилению обще гуманитарной, естественнонаучной и культурологической подготовки менеджеров.

Цикл общепрофессиональных дисциплин включает в себя 10 дисциплин федерального компонента, что соответствует требованиям ГОС, 2 дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента («Психология менеджмента», «Экономика и социология труда»), а также дисциплины по выбору: «Введение в специальность», «Практическая психология в организации», «Право социального обеспечения», «Психология управления», «Бизнес-планирование», «Психология рекламы».

Цикл специальных дисциплин соответствует требованиям ГОСа и включает в себя 9 дисциплин: «Стратегический менеджмент», «Исследование систем управления», «Управленческие решения», «Информационные технологии управления», «Антикризисное управление», «Логистика», «Управление персоналом», «Инновационный менеджмент», «Управление качеством».

Комплекс дисциплин специализации 080507.65-01 «Финансовый менеджмент» отражает ее назначение, содержание, особенность, и предполагает получение более углубленных профессиональных знаний и навыков в более узкой области деятельности – финансовый менеджмент.

Цикл дисциплин специализации включает в себя 13 дисциплин: «Эконометрика», «Информационные ресурсы в менеджменте», «Финансовый менеджмент», «Разработка управленческих решений», «Производственный менеджмент», «Управленческий учет», «Внутрифирменное планирование», «Финансовый анализ», «Управление проектами», «Управление рисками», «Экономика и организация производства», «История экономики и экономических учений», «Налоговая система и налогообложение».

Блок дисциплин по выбору включает: «Этика бизнеса и делового общения», «Психология бизнеса», «Финансовое право», «Банковское право»; «Ценные бумаги и финансовый рынок», «Ценообразование».

Факультативные занятия проводятся по дисциплинам: «Планирование и прогнозирование рынка», «Инвестиционная политика», «Страхование».

Анализ структуры учебного плана по специальности 080507 «Менеджмент организации» раскрывает полноценную комплексную подготовку специалистов.

В процессе освоения профессионально-образовательной программы по специальности 080507 «Менеджмент организации» студенты сдают 28 экзаменов и 52 зачета, выполняют 5 курсовых работ.

Итоговая аттестация включает в себя защиту выпускной квалификационной работы (дипломный проект), которая должна показать навыки практического анализа проблем управления, расчета и разработки проекта совершенствования управления; а также сдачу комплексного итогового экзамена по специальности, который включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки.

Выпускающая кафедра экономики и финансов организует и проводит занятия по дисциплинам: «Бизнес планирование», «Бухгалтерский учет», «Мировая экономика», «Финансы и кредит», «Экономика и социология труда», «Экономическая теория».

Кафедра управления здравоохранением организует и проводит занятия по дисциплинам: «Введение в специальность», «Маркетинг», «Менеджмент здравоохранения», «Теория организации в системе здравоохранения».

Такое распределение дисциплин по профильным кафедрам факультета менеджмента наряду с привлечением общеинститутских кафедр и профильных кафедр других факультетов для организации преподавания дисциплин обеспечивает высокий уровень подготовки студентов по каждой дисциплине и отсутствие дублирования предметов.

Анализ содержания реализуемых в вузе программ экономического и медицинского профиля показывает, что все они соответствуют требованиям ГОС по содержанию и перечню дисциплин; по объему и распределению учебных часов учебные планы выдержаны в соответствии с рекомендациями УМО.

В целом анализ учебного плана показывает, что реализуемые программы по специальности 080507 «Менеджмент организации» обеспечивают достаточный уровень подготовки специалистов, отвечают всем требованиям ГОС.

Продолжительность обучения по специальности 061100 – Менеджмент организации (в неделях)

Раздел учебного плана

Форма обучения

очная

очно-заочная

заочная

Теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные

152

-

197

Экзаменационная сессия

30

-

33

Практики в том числе:

16

-

16

Учебно-ознакомительная практика

2

-

2

Экономическая и практика менеджмента

6

-

6

Преддипломная практика

8

-

8

Итоговая аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы

12

-

12

Каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска)

50

-

54

ИТОГО:

260

-

312

Анализ имеющегося методического обеспечения, индивидуальных планов преподавателей и плана работы кафедры свидетельствуют, что по дисциплинам учебного плана имеются соответствующие материалы в виде заданий по курсовым и контрольным работам, тестов и задач, учебных пособий и других методических разработок.

В учебном процессе используются обучающие и контролирующие программы. Учебный процесс в целом имеет выраженную ориентацию на практическую деятельность студентов.

Научный потенциал преподавателей кафедры активно используется для создания методических разработок и учебных пособий. Так, например, только в 2006-2007 учебном году большинству преподавателей кафедры в индивидуальных планах запланированы подготовка и издание учебных пособий и методических указаний общим количеством 5 наименований. Всего за 5 лет (2002-2007 г.г.) факультетом выпущено 22 наименования учебно-методической литературы по этой специальности.

Учебная нагрузка по объему и видам распределяется в соответствии с квалификацией преподавателей, нормативными требованиями высшей школы и внутривузовскими нормами. Координация содержания различных циклов дисциплин обеспечивается общим согласованием рабочих программ, работой методической комиссии. Поддерживается эффективное взаимодействие выпускающих кафедр с кафедрами гуманитарного и социально-экономического циклов.

Кафедра имеет устойчивые и постоянные контакты с учреждениями здравоохранения Москвы и Московской области, а также лечебными учреждениями Федерального подчинения, с которыми заключены договора о сотрудничестве, в том числе и о проведении учебной и преддипломной практик. Курсовое и дипломное проектирование организовано с выполнением всех основных требований и нормативов высшей школы.

Анализ результатов, полученных на основании контрольных аттестаций в рамках проведения процедуры самообследования вуза.

В рамках проведения процедуры самообследования факультета и анализа качества подготовки студентов проводилось тестирование студентов дневного отделения с использованием вычислительной техники.

Тестирование остаточных знаний студентов факультета 080507 «Менеджмент организации» проходило в строгом соответст­вии с расписанием. Обобщенные результаты тестирования представлены в приложении.

 

Кадровое обеспечение подготовки специалистов

Одним из важнейших условий, которое определяет качество подготовки спе­циалистов, является кадровое обеспечение учебного процесса.

Научно-педагогическая квалификация кадров ППС соответствует содержанию подготовки по данной специальности, целям и задачам ОПП.

В преподавании дисциплин учебного плана участвует 14 докторов наук, профессора; 21 кандидат наук, доцент, ведущих подготовку студентов по всем циклам дисциплин.

Штат ППС кафедр: «Общественного здоровья и здравоохранения», «Управления в социальной сфере», «Экономики здравоохранения» включают
25 преподавателей, из которых все (96,0%) имеют ученые степени и звания. Средний возраст преподавателей кафедры – 45 лет.

Семь преподавателей имеют педагогический стаж менее
10 лет, десять человек более 15 лет.

Процент профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и (или) учеными званиями составляет 78 %, а процент докторов наук и (или) профессоров равен 30,4 %. Таким образом, квалификационные параметры профессорско-преподавательского состава соответствуют лицензионным нормам. Распределение кадров по отраслям наук соответствует блокам учебных дисциплин.

Как следует из приведенных данных, учебный процесс по блоку "Общих гу­манитарных и социально-экономических дисциплин" обеспечен преподавателями с учеными степенями и званиями в диапазоне от 68 % до 76 %. Учебный процесс по блоку "Общие математические и естественнонаучные дисциплины" обеспечен преподавателями с учеными степенями и званиями в диапазоне от 69 % до 78 %.

Учебный процесс по блоку "Общепрофессиональные дисциплины" обеспечи­вают преподаватели с учеными степенями и званиями в диапазоне от 79 % до 85 %.

Учебный процесс по блоку "Специальные дисциплины" обеспечен преподавателя­ми с учеными степенями и званиями в диапазоне от % 80 до 88 % . В целом по специальностям и направлениям подготовки процент профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и званиями находится в диапазоне от 68 % до 88 %.

Таким образом, обеспечение преподавателями с учеными степенями и званиями блоков учебных дисциплин соответствует лицензионным нормативам.

Рост относительной доли лиц с учеными степенями и званиями среди профессорско-преподавательского состава по циклам дисциплин пропорционален росту абсолютной величины остепененности профессорско-преподавательского состава вуза.

Анализируя тенденции, которые произошли за последние пять лет в качественном изменении профессорско-преподавательского состава, можно сделать сле­дующие выводы:

·  процент профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и званиями достиг за отчетный период   88%.

·  изменился качественно профессорско-преподавательский состав: увеличилось количество докторов наук (в 2,5 раза), количество кандидатов наук увеличилось в 1,7 раза.

:black'y%��ȯ� �V� � студентов проводится на базовых предприятиях и в организациях города, где происходит ознакомление студентов с профессиональной дея­тельностью выбранного ими профиля подготовки. Студенты-практиканты в период прохождения всех видов практик принимают непосредственное участие (в рамках программы практики) в работе органов управления и лечебно-профилактических учреждений здравоохранения, страховых организаций и предприятий.

 

Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа является одним из видов учебной работы студен­тов, ориентированной на поиск, углубление знаний, умений и навыков будущей профессиональной деятельности. Самостоятельная работа студентов направлена на:

·  развитие умений самостоятельно получать новые знания;

·  осознанное, творческое применение знаний и способов деятельности в различных социально-предметных ситуациях;

·  осмысление и критический анализ литературы по проблемам будущей профессиональной деятельности;

·  творческое применение знаний и углубленное изучение проблемы при разра­ботке конкретных социально-значимых проектов и программ.

Самостоятельная работа студентов выполняется под руководством и контролем преподавателей кафедр. Самостоятельная работа студентов по освоению дисциплин учебных планов подготовки содержит следующие аспекты: аудиторную самостоятельную работу, подготовку к очередному практическому или семинар­скому занятию; выполнение семестрового индивидуального задания и написание курсовой, дипломной (выпускной квалификационной) работы.

Аудиторная форма организации самостоятельной работы студентов осуществляется и контролируется на всех видах учебных занятий, консультациях, коллоквиумах. При этом используются следующие формы контроля: тестирование, опросы, проверка конспекта, отчет по заданию, контрольная работа, доклад (сообщение), коллоквиум, компьютерный контроль, комплексная проверка знании, умений и навыков.

Внеаудиторная форма организации самостоятельной работы студентов включает: выполнение домашнего задания, изучение программного материала, на­учно-исследовательскую и научно-методическую работу по заданной теме, выпол­нение программ практик и написание отчетов по практике, выполнение курсовых и дипломных работ, подготовку к олимпиадам, разработку проекта по теме индиви­дуального задания, выполнение расчетно-графической работы. Формами контроля внеаудиторной самостоятельной работы являются: собеседование, отчет по зада­нию, проверка конспекта, проекта, отчета, рефератов, практический контроль. Кон­троль за выполнением внеаудиторной самостоятельной работы студентов осущест­вляется на этапе промежуточной аттестации в виде зачетов и экзаменов, а на этапе итоговой аттестации - в виде защиты курсовых и дипломных работ.

Самостоятельная работа студентов обеспечивается методически­ми рекомендациями, разработками, указаниями, подготовленными преподавателя­ми. В них отражаются планы-задания к практическим занятиям, комплекты зада­ний для проверки готовности студентов к занятию, контрольные вопросы по темам и вопросы для обсуждения на занятиях. Используемые формы организации учебно-исследовательской работы студентов при выполнении семестровых заданий способствуют развитию познавательной активности и навыков самостоятельной рабо­ты у студентов, становлению профессиональной компетентности выпускников, усилению личной ответственности студентов за свое образование.

 

Внедрение новых форм и методов обучения

Совершенствование организации учебного процесса определяется измене­нием традиционно применяемых форм обучения на инновационные, более полно соответствующие реалиям времени.

Внедрение новых технологий предполагает создание в институте условий для становления и развития личности студента. Личностно-ориентированное обра­зование строится на основе индивидуально-личностного и профессионально-ориентированного подхода к студенту. Такой взгляд на профессиональную подготовку менеджеров здравоохранения определяет выбор форм и методов обучения. Важнейшими содержательными на­правлениями в подготовке будущих специалистов данной отрасли являются:

·                         фундаментализация образования, связанная с ознакомлением студентов с методологией познания, важнейшими направлениями развития науки и техники;

·                         профессионализация образования, связанная с обучением студента в контексте его будущей профессиональной деятельности, т.е. в медицине;

·                         развитие и повышение эффективности системы научно-производственных практик, как обязательного элемента подготовки специалиста в системе здравоохранения;

·                         формирование программ издательской деятельности института по созданию информационно-методического обеспечения учебного процесса;

·                         создание целевых научно-методических программ по разработке высокоэф­фективных образовательных технологий, включая компьютерные технологии;

·                         централизованное обновление учебно-материальной базы института на основе совместной деятельности вуза и баз практик: лечебно-профилактических учреждений, органов управления здравоохранения, страховых медицинских компаний и фондов обязательного медицинского страхования.

В институте наряду с традиционно сложившейся структурой организации учебного процесса проводится постоянный поиск новых путей и форм учебной работы.

Кафедры активно внедряют в учебный процесс разнообразные современные технологии обучения студентов: исследовательские задания на период производст­венной практики, задания творческого характера, семинары-конференции, семина­ры-экскурсии, проблемные лекции, опережающее обучение, коллективный метод обучения, деловые и ролевые игры.

Коммуникативные навыки студентов формируются в процессе проведения тренинговых занятий, организации групповой работы по проектам и темам.

Наряду с классической формой лекции наблюдается интенсивное обращение к форме проблемной лекции, способствующей активизации познавательной деятельности студентов. Текущий контроль усвоения лекционного материала про­водится через систему рейтингового контроля. Усиливается развивающая и мотивационная функция контроля: выполнение зада­ний, защита рефератов, курсовых.

Значительные изменения претерпела технология проведения практических и семинарских занятий. Активизация познавательной деятельности студента происходит в результате применения приемов проблемного обучения (проблемные вопросы, проблемные ситуации), индивидуально-групповой практической работы, усиления межпредметных связей с выходом на уровень интеграции, что обес­печивает культурологический и психолого-педагогический контекст в обучении. В ходе учебных занятий все активнее используются аудиовизуальные и тех­нические средства обучения: учебные фильмы, учебные видеофильмы, магнито­фонные записи, мультимедиа-проекторы.

На факультете реализуются комбинированные формы проведения занятий. При использовании лекционно-практической, лекционно-лабораторной форм проведения занятий существенно повышается эффективность учебного процесса за счет активизации самостоятельной работы студентов, всестороннего развития и совершенствования их творческо­го потенциала.

Совершенствуется форма проведения курсового экзамена и зачета. Вместе с традиционными широкое применение находят инновационные формы контроля: на кафедрах проводится работа по созданию и внедрению в учебный процесс различных обучающих и контролирующих программ.

В учебном процессе задействован компьютерный класс для занятий информатикой, информационными технологиями управления, информационными технологиями в профессиональной деятельности (в здравоохранении), информационными системами в экономике. Компьютерный класс ос­нащен дополнительным офисным оборудованием (лазерные принтеры, сканер, модем), программным обеспечением, текстовыми процессорами, графи­ческими редакторами, системами управления базами данных, программами стати­стической обработки данных и другими сервисными программами. Кафедры ин­тегрируют свои усилия по развитию сферы новых информационных технологий в соответствии с подготовленностью преподавательского состава и сферой научных интересов.

Применение новых информационных технологий на факультете повышает требования к квалификации преподавателей, их методическому мастерству, уме­нию не только подбирать материал, соответствующий тематике, но и использовать те преимущества и возможности, которые дает компьютер с точки зрения представления информации и использования различных каналов её восприятия.

Повышению методического мастерства преподавателей, в плане реализации современных педагогических технологий, способствует работа декана факультета «Менеджмент организации» по изучению и внедрению в преподавание дисциплин опыта лучших педагогов, систематическое информирование преподавателей о появлении и возможностях новых компьютерных средств и программного обеспечения.

Таким образом, структура и содержание работы факультета по внедрению новых форм и методов обучения способствует росту качества подготовки специалистов факультета«Менеджмент организации» по специальности «Менеджер здравоохранения».

© ННОУ МИМСР 2008
Купить ортопедическую подушку