МИМСР - Московский Институт Медико-Социальной Реабилитологии
Московский Институт Медико-Социальной
Реабилитологии
                    

ФАКУЛЬТЕТ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 Последипломное медицинское образование является неотъемлемой частью образовательной деятельности Института, значимость которого постоянно повышается.

 Основные задачидеятельности ФППО

1.                     Повышение эффективности дополнительного профессионального образования. Выстраивание системы контроля качества на ФППО: разработка общих требований контроля качества учебного процесса

–                        Совершенствование подходов к оценке знаний и практических навыков специалистов

–                        Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава (обучение на факультете дополнительного профессионального образования преподавателей. Разработка Государственных образовательных стандартов врача-специалиста нового поколения (2008 год)

–                        Составление учебно-производственных планов с учетом реальной потребности территорий РФ в повышении квалификации врачей по конкретным специальностям

–                        Организация электронного деканата ФППО. Создание каждой кафедрой электронных образовательных продуктов (внедрение в учебный процесс двух форм дистанционного образования: информацию на электронных носителях и открытое образование – сайт, страница в Интернете)

–                        Организация интеграции между кафедрами ФППО. Дальнейшее совершенствование всестороннего сотрудничества ФППО института с другими регионами России

2.                      Повышение качества оказания медицинской помощи на клинических базах:

–                        Внедрение научных разработок, новых технологий в учебный процесс

–                        Разработка силами сотрудников кафедр факультета критериев лечебной работы профессорско-преподавательского состава

–                        Повышение профессиональной (врачебной) квалификации профессорско-преподавательского состава (врачебная аттестация профессорско-преподавательского состава, присвоение врачебных категорий; обучение на сертификационных циклах – 1 раз в 5 лет)

 Учебные и учебно-тематические планы кафедр строятся на основе учебных программ с учетом практической направленности циклов, предусматривают теоретический материал (лекционная форма), семинарские и практические занятия.

  Учебные и учебно-тематические планы разрабатываются для каждого цикла, на их основе составляются Календарные планы лекций и практических занятий.

  Учебные и учебно-тематические планы (УТП) для сертификационных циклов включают 144-156 учебных часов, для циклов ТУ – от 72 до 144 часов в зависимости от специальности и контингента слушателей и в обязательном порядке включают смежные и фундаментальные дисциплины, региональный компонент, тестовый контроль, элективы и квалификационный экзамен.

  Для обеспечения актуальности изучаемого материала и мотивационной потребности слушателей ежегодно кафедрами составляются и утверждаются Учебно-методической комиссией факультета Рабочие программы, включающие новую нормативную базу, внедрения достижений науки, инновационные разработки по дисциплинам.

  Соотношение лекционных и семинарско-практических часов в УТП зависит от целевой направленности цикла, изучаемых дисциплин, контингента слушателей и в среднем составляет 1:2.

 Эффективность и качество обучения контролируются итоговым тестовым контролем и квалификационным экзаменом. Обеспечение качества обучения достигается за счет роста профессионализма ППС, использования новых информационных технологий и методического сопровождения Госстандартов.

В процессе обучения кафедрами для контроля усвоения учебного материала проводится оперативный (рубежный) тестовый (письменный и машинный) контроль знаний слушателей по темам занятий и семинаров.

Для индивидуализации процесса обучения учебные группы формируются с учетом профессиональных интересов слушателей.

В учебном процессе широко используются средства его активизации - метод рассмотрения конкретных ситуаций, тренинги, деловые и ролевые игры, круглые столы, разбор и решение производственных ситуаций, научно-практические конференции, эмпирические методы (моделирование производственных ситуаций), дискуссии по актуальным проблемам работы и по обмену опытом работы.

Важнейшей задачей деятельности кафедр факультета является разработка и внедрение методического обеспечения ООП - методических рекомендаций, учебных пособий для проведения занятий по каждому разделу и темам программы, актуализация комплектов тестовых заданий и ситуационных задач - всего учебно-дидактического комплекса (УДК).

  Для повышения профессиональной мотивации слушателей проводится анкетирование, выяснение необходимых для их практической работы вопросов и знаний, мобильное включение их в учебный материал (как лекционный, так и практический).

  Наиболее активные на всем протяжении обучения слушатели, со стажем работы в должности более 10 лет, выступающие с докладами на конференциях освобождаются (по решению квалификационных комиссий) от итогового экзамена (собеседования).

  Для обеспечения качества преподавания педагогический коллектив постоянно повышает свое профессиональное мастерство - путем участия в форумах, публикаций в печати, постоянного самообразования.

  Для повышения заинтересованности слушателей в обучении и обеспечении его качества необходимо внедрить в работу факультета систему накопления кредитов (позволяющую сократить очную часть обучения на циклах, что, безусловно, привлечет слушателей и в некоторой мере избавит факультет от недобросовестных конкурентов, выдающих сертификата за 3-5 дней) и рейтинговую систему зачета на практических занятиях.

 По итогам самообследования ФППО института комиссия пришла к следующему выводу:

Деятельность ФППО осуществляется на основе «Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 610, с учетом изменений и дополнений (постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2000 № 213) и Устава института в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», нормативно-правовыми актами федеральных и региональных органов управления.

ФППО имеет все необходимые организационно-правовые документы, позволяющие вести образовательную деятельность в соответствии с нормативами, установленными при лицензировании.

Система управления ФППО соответствует уставным требованиям, обеспечивает его динамичное развитие и решение задач подготовки специалистов по лицензированным направлениям.

Структура обучения на ФППО по направлениям «Лечебное дело», включающим повышение квалификации и профессиональную переподготовку, отвечает лицензионным требованиям

Структура и содержание образовательных программ профессиональной переподготовки специалистов, представленных к аттестации, соответствуют «Положению о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов» (приказ Министерства образования России от 06.09.2000г. № 2571), «Требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ» (приказ Министерства образования России от 18.06.1997 № 1221). Профессиональные образовательные программы сопровождаются необходимым учебно-методическим и программно-информационным обеспечением.

Содержание образовательных профессиональных программ соответствует требованиям государственных образовательных стандартов.

Система контроля качества подготовки выпускников на ФППО ориентирована на требования, установленные государством.

Качество подготовки специалистов на ФППО оценивается как достаточное по результатам итоговых аттестаций врачей-специалистов и контролю знаний по дисциплинам учебных планов.

Состояние учебно-методического и программно-информационного обеспечения учебного процесса на ФППО оценивается как достаточное для ведения образовательной деятельности и позволяющее реализовать в полном объеме профессиональные образовательные программы.

На ФППО ведется научно-методическая работа, в частности, в направлении подготовки учебных пособий, учебно-методических разработок и монографий.

Научно-педагогический потенциал, уровень и эффективность учебно-методической работы и научных исследований, материально-техническая база и учебно-лабораторная база, собственная и используемая, в основном отвечают общественно-государственным требованиям и позволяют осуществлять подготовку специалистов на современном уровне

Условия реализации образовательного процесса позволяют обеспечить подготовку по заявленному уровню с достаточным качеством. Вместе с тем, в целях улучшения содержания учебного процесса следует:

1.                      Усилить требования со стороны деканата ФППО за строгим соблюдением кафедрами и курсами факультета выполнения основных положений приказа № 337 МЗ РФ от 1999г. , № 212 от 2008 г.по набору слушателей на циклы профессиональной переподготовки и усовершенствования.

2.                      По структуре профессиональной переподготовки специалистов:

·шире использовать программы профессиональной переподготовки с возможностью индивидуального обучения слушателей.

3.                     По содержанию обучения слушателей:

·своевременно обновлять методическую литературу с учетом изменений нормативно-правовых документов, привлекая к данной работе руководящих работников организаций и предприятий, а так же слушателей;

·разрабатывать и шире использовать в учебном процессе видеоматериалы, электронные пособия и программные обучающие средства;

·улучшить обновление библиотечного фонда специальной литературой по направлениям профессиональной переподготовки;

4.                      По качеству обучения слушателей: совершенствовать современные средства входного контроля слушателей с применением электронных средств тестирования.

5.                      По условиям реализации образовательной деятельности:

·совершенствовать меры по повышению квалификации профессорско-преподавательских кадров на циклах по педагогике высшей школы.

6.                      Структура и содержание учебных и учебно-тематических планов соответствуют образовательным программам и стандартов, построены по модульному принципу, включают федеральный и региональный (вузовский) компоненты.

7.                      Кафедры факультета имеют достаточную информационно-методическую базу для обеспечения качества обучения.

8.                      В работе со слушателями кафедры используют, наряду с традиционными, новые информационные технологии, компьютерный тестовый контроль, активные формы обучения.

9.                      Факультет по кадровому составу педагогического коллектива имеет возможности для реализации образовательных программ и обеспечения качества обучения слушателей.

10.                 НИР факультета требует дальнейшего расширения деятельности.

11.                 Материально-техническая база факультета требует дальнейшего развития.

Клиническая ординатура и интернатура

 Институт готовит клинических ординаторов по 12 специальностям и интернов по 3 специальностям.

 Перевод клинической интернатуры и клинической ординатуры на Государственные образовательные стандарты, введение лекций, семинаров, практических занятий, клинических разборов как по основной, так и по смежным, фундаментальным дисциплинам, подняло престиж обучения в клинической интернатуре и ординатуре.

 Подготовка в клинической ординатуре осуществляется в соответствии с приказами МЗ РФ « 337 от 27.08.1999 г., МЗ РФ № 23 от 17.02.1993 г., обучение в интернатуре в соответствии с приказом МЗ РФ № 44 от 20.01.1982 г. Подготовка проводится в соответствии с индивидуальным планом, составленным на основании типовой программы обучения.

 В каждом случае индивидуальны план составляется с учетом результатов базового тестирования и проверки практических навыков. Обучение в ординатуре и интернатуре проходит под контролем преподавателей кафедр и курсов. Сотрудники отдела ординатуры и интернатуры работают в постоянном контакте с кафедрами, что позволяет оперативно решать вопросы, связанные с подготовкой.

 Проводится активная работа по информированию выпускников вузов, врачей о формах последипломного обучения непосредственно после окончания учебного заведения и в дальнейшем. Информация об условиях приема и содержании основных программ размещена на сайте института в разделе факультета, кроме этого, многие кафедры и курсы имеют собственные сайты, содержащие научную и образовательную информацию. Непосредственная работа с кандидатами в ординатуру и интернатуру проводится на «Дне открытых дверей» Института.

 В подготовке ординаторов и интернов Факультет активно сотрудничает с Федеральным Государственным учреждением «Учебно-научный медицинский центр Управления делами Президента Российской Федерации и Департаментом здравоохранения Москвы. Поскольку в большинстве случаев городские врачи обучаются на тех же базах, где ведется клиническая работа кафедр и курсов, сотрудники Института оказывают им помощь в курации больных, теоретической подготовке и аттестации перед итоговым экзаменом.

 Обучение ординаторов проводится на базе крупных хорошо оснащенных медицинских центров, располагающих всем необходимым для организации учебного процесса на современном уровне. На май 2008 г. на факультете проходят обучение 21 ординатор.

 Анализ представленных данных показывает, что в отчетный период удельный вес, получающих последипломное образование в интернатуре на базе ЛПУ, сократился при одновременном росте численности контингента в клинической ординатуре и клинической интернатуре.

© ННОУ МИМСР 2008
Купить ортопедическую подушку