МИМСР - Московский Институт Медико-Социальной Реабилитологии
Московский Институт Медико-Социальной
Реабилитологии
                    

Учебно-методическая работа

Главное направление деятельности факультета заключается в работе профессорско-преподавательского состава над основной образовательной программой подготовки специалистов, профилизацией и углублением ее гуманитарной, естественнонаучной и психологической, психотерапевтической и психореабилитационной составляющей, а также – медицинской, особенно – клинической составляющей. Большое внимание уделяется работе со смежными кафедрами лечебного факультета института, такими как кафедры анатомии, физиологии, биохимии, неврологии, психиатрии, внутренних болезней, детских болезней и другими, на которых проходят обучение студенты-психологи. В результате совместной работы с профессорско-преподавательским составом этих кафедр предложена коррекция в учебном плане объема учебного времени между циклами дисциплин. По ряду дисциплин подготовлены новые рабочие программы, более ориентированные на конечные цели обучения. Проводится методическая работа с целью повышения их значимости в части профессиональной подготовки. В целом с позиции будущей работы специалистов-психологов в здравоохранении проводимая на факультете методическая работа конкретизирует и дополняет требования Государственного образовательного стандарта.

На основе типовых учебных программ составлены рабочие программы учебных дисциплин. Систематически проводится работа по межкафедральной интеграции и координированию преподавания. Разрабатываются сквозные (интегрирующие) программы по основным разделам.

На кафедрах факультета имеется необходимый комплекс учебно-методической документации, отражающий организацию, содержание и методику проведения учебного процесса.

На всех кафедрах ведутся журналы учета посещаемости практических занятий и лекций студентами, лекционный и экзаменационный журналы, а также журнал заседания кафедры. На клинических кафедрах ведется журнал учета практических навыков на основе обязательного перечня. На кафедрах имеются календарные планы лекций и практических занятий, расписание учебных занятий, экзаменов, консультаций и отработок, индивидуальные планы преподавателей, методические разработки к практическим занятиям для преподавателей и студентов, наборы контрольных тестов разных уровней, таблиц, слайдов, кино- и диафильмов, журналы контрольных посещений учебных занятий.

Учебный процесс на факультете обеспечен необходимым минимумом учебников, выдаваемых студентам библиотекой института.

На некоторых кафедрах созданы кафедральные библиотеки по специальности.

Сотрудниками кафедр факультета издано более 20 учебно-методических пособий, руководств, рекомендаций, отражающих состояние науки и техники по изучаемым дисциплинам, они широко используются в учебном процессе. На кафедрах факультета созданы программы для контроля знаний и обучения студентов с использованием вычислительной техники.

На факультете внедряется система контроля качества обучения студентов, которая предусматривает трехуровневый контроль: ректорат — деканат — кафедра. В этой системе предусмотрен контроль не только за знаниями студентов, но и за качеством.

Кафедры факультета активно участвуют в разработке и внедрении в учебный процесс новых форм, методов и средств обучения, что выражается в разработке и внедрении ситуационных задач, деловых игр, написании курсовых работ и проведении научно-практических конференций со студентами, конкурсов курсовых работ, олимпиад по специальности, подготовке программ для компьютерного тестирования, использовании в учебном процессе видеотехники, демонстрации кинофильмов (На IV и V курсах учебный процесс проводится по блочно-цикловой (модульной) системе, суть которой сводится к проведению лекций и практических занятий по одной и той же дисциплине с последующей сдачей экзамена. При этой системе не стало переездов в течение учебного дня, улучшилась посещаемость лекций улучшилась успеваемость студентов. Проведена большая работа по переработке методических разработок к лекциям и практическим занятиям, ситуационных задач и систем тестового контроля разных уровней. В учебный процесс, особенно на профильных кафедрах факультета, активно внедряются результаты научных исследований, выполненных сотрудниками кафедр факультета и оформленных в виде докторских и кандидатских диссертаций, методических указаний и пособий.

 

Кадровый потенциал кафедр факультета

На кафедрах факультета работают 43 человека, из них 5 докторов наук и 20 кандидатов наук.


На кафедрах факультета складывается удовлетворительное положение по возрасту среди преподавателей. В их числе есть молодые, в возрасте до 40 лет, и более опытные, в возрасте до 60 лет, что обеспечивает преемственность и передачу опыта.

Многие преподаватели кафедр факультета в установленные сроки проходят цикл повышения квалификации «Педагогика и психология высшей школы», окончили курсы «Вычислительная техника и информатика».

Серьезное внимание уделяется повышению квалификации преподавателей и на кафедрах. Для этого используются различные формы: посещение лекций профессора, взаимопосещение практических занятий с последующим их обсуждением, написание методических рекомендаций по проведению занятий, ситуационных задач, контрольных тестов.

 

Воспитательная работа

Деканат факультета осуществляет большую работу в плане нравственного воспитания студентов в процессе обучения и во внеучебное время. Руководство и контроль за этой работой на кафедрах осуществляется деканатом на советах факультета, ЦМС, ЦМК, на совместных заседаниях деканата и кафедральных коллективов, а также при плановом посещении лекций, практических занятий, экзаменов.

На факультете существует курация студенческих групп преподавателями.

Воспитательная работа со студентами проводится деканатом в соответствии с планом воспитательной работы. Два раза в семестр — в начале каждого семестра и за месяц до начала экзаменационной сессии — проводятся курсовые собрания. На первом собрании подводятся итоги прошедшей экзаменационной сессии, ставятся задачи на текущий семестр, доводятся до сведения студентов приказы ректора, решения ректората, Учебного совета института и совета факультета.

Предсессионные собрания проводятся совместно с преподавателями тех кафедр, где предстоят экзамены. В последние годы собрания со студентами проходят, как правило, в форме «круглых столов». На этих собраниях студенты могут задать любой вопрос представителям администрации института, высказывают свою точку зрения по тому или иному вопросу. Подобные встречи проходят небезрезультатно: с учетом имеющихся возможностей принимаются конкретные меры по устранению недостатков в организации учебного процесса и быта студентов. Работает совет старост факультета.

Деканат в работе с неуспевающими студентами использует различные формы: личные беседы декана или его заместителей, беседы с родителями. За период 2003—2008 гг. отчислено 30 студентов.

Применяются различные способы поощрения отличников учебы. В соответствии с утвержденной Ученым советом концепцией воспитания студентов в МИМСР основными направлениями воспитания являются: профессиональное, гражданско-правовое, культурно-нравственное и пропаганда здорового образа жизни.

Эти направления присутствуют во всех мероприятиях: на лекциях, семинарах, факультативах, производственной практике, студенческих научных конференциях, в студенческом самоуправлении, а также на занятиях в научных кружках, спортивных и творческих секциях, в работе кураторов со студентами, в делах студенческих общественных организаций, в планах воспитательной работы всех уровней.

Общей целью воспитания является разностороннее развитие личности и патриотизма — высокопрофессионального специалиста, обладающего интеллигентностью, культурой, социальной активностью, гражданскими качествами, адаптированного к требованиям времени,

Главной задачей в воспитательном процессе считается создание условий для активной учебной и общественной деятельности студентов, их самореализации, удовлетворения их потребностей в профессиональном, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

 

Органы управления факультетом

 

Общее руководство работой факультета осуществляет Ученый совет факультета в количестве 8 человек. Ученый совет факультета действует на основе Устава института и обсуждает наиболее важные вопросы жизни факультета. Реализация принятых Ученым советом решений является важным средством совершенствования работы факультета. Кроме ежегодно обсуждаемых на заседаниях совета факультета вопросов об итогах сессий, летней производственной практики, материалов Итоговой государственной аттестации на заседаниях Ученого совета рассматривались такие вопросы как:

— итоги и перспективы работы НСО на кафедрах;

— пути улучшения овладения практическими умениями на кафедрах факультета;

— о воспитательной работе со студентами;

— организация контроля качества подготовки специалистов на завершающем этапе обучения;

— о работе теоретических кафедр факультета по формированию кадрового резерва профессорско-преподавательского состава;

— состояние и перспективы научной работы студентов на кафедрах;

— состояние и перспективы работы научного студенческого общества на теоретических кафедрах факультета.

Непосредственное управление организацией учебного процесса на факультете осуществляет деканат (декан факультета). Работа деканата строится в соответствии с планом работы института на каждый календарный год. Часть вопросов решается в рабочем порядке, наиболее принципиальные выносятся на заседания ректората и Ученого совета факультета.

При деканате работает Совет старост, позволяющий оперативно решать вопросы взаимодействия со студентами факультета.

Организацией научных исследований на кафедрах факультета, подготовкой кадров высшей квалификации руководит Ученый совет института.

 

Качество подготовки специалистов

 

Деятельность всех подразделений факультета ориентирована на достижение конечной цели — подготовка специалиста соответствующего требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302-Клиническая психология.

На факультете внедрена система контроля качества учебного процесса на уровнях: деканат — кафедра — студент в соответствии с методическими рекомендациями «Внутривузовская система управления качеством учебного процесса», принятыми в институте. Все кафедры факультета и деканат отчитывались о проводимой в этом направлении работе на заседаниях Ученого совета института и факультета, ректората, Центрального методического совета ( ЦМК).

На всех кафедрах факультета имеются системы контроля знаний студентов, в том числе тестовый контроль и ситуационные задачи. Проведена большая работа по совершенствованию оценки исходного уровня знаний студентов, текущего и итогового контроля знаний.

Много внимания уделяется освоению практических умений студентами.

 

Материальная база факультета

Все кафедры факультета имеют учебные комнаты, научные лаборатории, а также служебные и хозяйственные помещения, позволяющие создать в необходимом объеме условия для проведения лекций и практических занятий. предусмотренные образовательным стандартом, типовыми и рабочими программами.

Для успешного проведения учебной, научной работы кафедры факультета оснащены современной проекционной аппаратурой: диапроекторы, кодоскопы, негатоскопы, магнитофоны, видеокамеры, телевизоры. Имеются учебные кино- и видеофильмы по отдельным темам учебных программ.

В течение последних 5 лет появились мультимедийные проекторы (в комплекте с ноутбуком), позволяющие читать лекции и проводить практические занятия с использованием мультимедийных презентаций. В целом состояние учебных баз факультета позволяет в нужном объеме выполнять  требования, предъявляемые Государственным образовательным стандартом.

Факультет клинической психологии института тесно сотрудничает и получает поддержку от различных научных и общественных организаций, среди которых Проблемная комиссия Российской академии медицинских наук «Фундаментальные проблемы здоровья», Всемирный информационно-распределенный университет (WIDU) (Брюссель, Бельгия), Международная педагогическая академия, Международная академия информатизации (ассоциированный член ООН), Российский государственный медицинский университет, Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка, Центральный НИИ МВД России, НИИ ФСИН России, Московская конфедерация промышленников и предпринимателей, Общероссийское общественное движение «За здоровую Россию», Общероссийская общественная организация «Российское Земское Движение», Межрегиональной общественной организацией ветеранов МВД «Защита собственности и содействие борьбе с экономическими преступлениями», и др.

© ННОУ МИМСР 2008
Купить ортопедическую подушку